Концерт "Музыкальный глобус"

30 ноября 2018

Яркими страницами в жизни многих выдающихся композиторов были путешествия по разным странам мира. Полученные от поездок впечатления вдохновляли великих мастеров на создание новых музыкальных шедевров.

Вот лишь несколько историй создания музыкальных шедевров, а также впечатления от путешествий композиторов, чьи произведения прозвучали на концерте, проведённом в последний день осени.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом. Прожив в Италии около четырёх лет, Глинка поехал в Германию. Год без малого, проведенный в Париже и наполненный яркими художественными впечатлениями, интересными встречами и просто развлечениями, был отдыхом после трудных петербургских лет. Многое надо было еще увидеть, услышать, многое успеть создать. Глинку всегда манила Испания, которую он давно знал по книгам, картинам и меньше всего-по музыке. Отдых, вечерние прогулки верхом, иногда музицирование с новыми испанскими знакомыми заполняли все время. Глинка чувствовал, что здесь он сможет забыть все горести прошлого, сможет вернуться к творчеству, к жизни.

Санта Лючия (итал. Santa Lucia) — народная неаполитанская песня. Была опубликована Теодоро Коттрау в середине XIX века. Итальянский текст часто приписывается Энрико Коссовичу. Санта Лючия считается первой неаполитанской песней, у которой появился перевод с диалекта на итальянский язык. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Песня была записана Энрико Карузо в начале XX века. В разные годы её также исполняли Робертино Лорети, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и многие другие, а на концерте её исполнила Мычелкина Дарья.

Венгерский композитор Ференц Лист давал концерты австрийскому и российскому императорам, королям Англии и Нидерландов, неоднократно встречался с римским папой и гостил у писательницы Жорж Санд, возглавил придворный театр в Веймаре и вернул немецкому городку былую славу культурной столицы Германии. ... Он говорил на нескольких европейских языках, но не знал родного венгерского. Где бы ни выступал Ференц Лист – в Австро-Венгрии, откуда он был родом, в Италии, Англии, Франции – всюду его ждал триумф. Известный цикл фортепианных пьес Листа называется «Годы странствий». Композитор объединил в нём множество произведений, навеянных посещением знаменитых исторических и прославленных культурных мест. Красоты Швейцарии отразились в нотных строках пьес «У родника», «На Валленштадтском озере», «Гроза», «Долина Обермана», «Женевские колокола» и других. Во время пребывания в Италии Лист познакомился с Римом, Флоренцией, Неаполем.

Несколько пьес объединены заголовком «Венеция и Неаполь». Они представляют собой блестящие транскрипции популярных венецианских мелодий, есть среди них и зажигательная итальянская тарантелла. В Италии воображение композитора поразила красота легендарной виллы д. Эсте XVI в., архитектурный комплекс которой включал дворец и пышные сады с фонтанами. Лист создаёт виртуозную, романтическую пьесу «Фонтаны виллы д. Эсте», в которой слышен трепет и мерцание водяных струй. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами.

Кампанелла —название третьего этюда (1851 г., Веймар, Германия) Ференца Листа, является фортепианной транскрипцией одноимённой скрипичной пьесы Никколо Паганини. У Листа есть шесть этюдов, написанные на темы Паганини. Третий его этюд написан на тему финала второго скрипичного концерта Паганини. Этот финал за его звучание, напоминающее нежные звуки колокольчиков, Паганини назвал «Кампанеллой» (итал. campanella — «колокольчик»). Это произведение блистательно исполнила на концерте Епихина Виктория, студентка I курса МГК им. Чайковского.
  Image   Image   Image   Image   Image   Image