Музыка Британской империи

12 октября 2018

В новом концертном сезоне в серии концертов-лекций «Музыкальная гостиная» мы решили обратиться к эпохам, когда не только на карте мира, но и в мировой культуре важнейшую роль играли империи: центры силы и притяжения, богатства и культурного разнообразия. Первый концерт посвящён «Музыке Британской империи».

Британская империя - величайшая в истории колониальная держава, которая состояла из колоний, и других территорий, управляемых Великобританией. Британская империя – одно из крупнейших государств, владеющих колониями и территориями на всех континентах среди них: Англия, Шотландия, Уэльс, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Гибралтар, Мальта, Канада, и огромное количество островов … Не без основания Британскую империю называли «империя над которой никогда не заходит солнце», так как владения были во всех часовых поясах мира.

Подданными её королей были сотни миллионов человек — каждый четвёртый житель планеты, но в наши дни, Британская империя представляется прежде всего с традициями «старой доброй Англии».

Музыкальными номерами нашего концерта стали произведения «английского Орфея» Генри Персела, Георга Фридриха Генделя, Уильяма Гершеля и Эдварда Элгара.

Биг Бен - самый узнаваемый символ Лондона. Обычно он ассоциируется с часами на четырех щитах, помещенных на одной из башен Парламента. Это самые большие часы в Великобритании и, наверное, одни из самых огромных башенных часов в мире. Каждую четверть часа они бьют мелодию, основанную на нескольких тактах из оратории «Мессия» Генделя. Биг-Бен — это название не башни и даже не часов на ней. Изначально такое название получил колокол в этих часах. А уже затем это имя расширили на часы и на саму башню. Оратория- произведение для солистов, хора и небольшого оркестра. Самая известная оратория Генделя — «Мессия» (её еще называют рождественской), которая рассказывает о волхвах, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. А самый знаменитый номер «Аллилуя» поражает величием и торжественностью. По традиции весь зал встает, когда музыканты исполняют эту часть. Гендель сказал одному вельможе после первого исполнения «Мессии» в Лондоне: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель — делать их лучшими»

С древнеримских времен маленькая Британия превратилась в большое Соединенное королевство, в составе которой – старая добрая Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия со своими национальными традициями, праздниками, одеждой и музыкой. Старинные замки с фамильными призраками, английский юмор, лондонский туман, мистер Шерлок Холмс, пейзажи Констебля и Тернера. Как мало мы знаем об Англии! Здесь - зеленые холмы, луга, долины и изрезанные линии берегов. Здесь - тишина и спокойствие пригородов сменяются ритмом больших городов. Только здесь вы увидите истинных леди и джентльменов, услышите чистый английский язык и посетите разнообразные музеи. Музыка в Англии, как и другие виды культуры и искусства, имеет очень давние истоки. Но не отличается большим количеством композиторов. Ее истоки уходят далеко в прошлое — к музыке кельтов. В основном это были барды — бродячие музыканты певцы — сказители, которые исполняли баллады, лирические, героические и религиозные песни.

Кельтская арфа - инструмент очень древний. Столь же древний, как и сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты и рама, и стан. В отличие от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями.

Арфа служила мостом между землёй и небом. В наше время ежегодно проходит Уэльсский фестиваль бардов, поэтов и исполнителей на народных инструментах, напоминающие о древних временах, о бардах, о грезах кельтов, близких и нам. Не о тихой ли гавани так печалится сердце, когда слышит звуки кельтской арфы?

Что касается инструментальных произведений, то это были танцы и самый известный среди них джига. В начале VII века в Англию пришло христианство и, вместе с этим, стало развиваться хоровое пение, церковная музыка. Затем в Англии стала развиваться светская музыка. В XVII веке в Англии музыка приобретает большую популярность. Ее стали исполнять в театрах между представлениями. В этот период возникает такой жанр, как «маски». В нем объединились музыка, стихи, танцы, маскарадные сцены. И именно с этого периода начинает свое развитие английская опера. Одним из создателей этого жанра является Г. Персел, написавший первую оперу «Дидона и Эней». «Британским Орфеем» назвали Г. Перселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Не меньшее влияние на музыкальную культуру Англии оказал такой композитор и музыкант, как Г. Ф. Гендель. На протяжении своей творческой жизни он возглавлял лондонский оперный театр и написал более 40 опер. В XIX веке Англия становится центром музыкальной жизни. В эту страну приезжают на гастроли множество известных по всему миру музыкантов. Например, Ф. Лист, Н. Паганини, П. И. Чайковский, А Дворжак и другие. Открываются театр «Ковент — Гарден», Академия старинной музыки, Королевская академия музыки.

Один немецкий критик написал книгу о Великобритании и озаглавил её «Страна без музыки». Возможно, он был прав. После смерти Генделя в середине XVIII века Британия вносила лишь небольшой вклад в развитие классической музыки. Правда XX век стал свидетелем возрождения. Эта эпоха также подарила миру нескольких великих британских композиторов.

Интересно, что «эпоха молчания» пришлась на так называемую викторианскую эру - период правления королевы Виктории с середины XIX по начало XX века. Государство находилось в зените своей силы и славы. Мощная колониальная держава, «мастерская мира», давала своей нации уверенное ощущение и убежденность в том, что «ей до конца дней суждено занимать первое место в мире». Викторианская эпоха - время расцвета всех областей культуры Англии: ее прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, но не в сфере музыки. Девятнадцатый век, особенно его середина, подарил нам большое количество замечательных литературных творений. Романы Диккенса, Теккерея, сестёр Бронте, Джейн Остин и других.

Эдуард Элгар - британский композитор романтического направления прожил долгую жизнь с середины XIX века до первой трети XX. Интересно, что он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного дирижера стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) сочинённое в самом конце XIX века.

«Salut d’Amour» («Приветствие любви», или - «Любовное приветствие»),— музыкальное произведение, созданное Эдуардом Элгаром также в конце XIX века первоначально было написано для скрипки и фортепиано. Композитор закончил это сочинение когда он был помолвлен с Кэролайн Эллис Робертс. Кэролайн Эллис была известной в своё время писательницей чьи произведения были популярны в первой трети XX века. В настоящее время её творчество забыто.

Композитор преподнёс своё сочинение Кэролайн Эллис в качестве обручального подарка. Эллис, со своей стороны, подарила композитору на обручение стихотворение («Ветер на рассвете»), которое Элгар вскоре положил на музыку. «Приветствие любви» является одним из самых известных произведений Элгара, и вдохновляло музыкантов на многочисленные переложения для различных инструментов и ансамблей. В нашем концерте переложение прозвучало для фортепиано.
  Image   Image   Image   Image   Image

Музыка Британской империи